Аналитические
обзоры Центра проблем развития образования I.6. СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ (Аналитик Алтайцев А.М.) I.6.1. Общая структура системы образования РФ.
I.6.2. Общая характеристика перспектив системы образования России. I.6.3. О проблемах и направлениях развития
Российской системы образования Библиография используемой литературы по теме I.6.: "Система образования России" I.6.1. Общая структура системы образования РФ. Согласно Закону Российской Федерации «Об образовании», Российское образование представляет собой непрерывную систему последовательных уровней, на каждом из которых функционируют государственные, негосударственные, муниципальные образовательные учреждения разных типов и видов [1]: - дошкольные; Государственные и муниципальные образовательные учреждения осуществляют свою деятельность на базе типовых положений, утвержденных Правительством РФ, о соответствующих типах и видах образовательных учреждений. На основе типовых положений разрабатываются уставы образовательных учреждений. Самые общие (численные) характеристики Российской системы образования: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 1
*7,6 млн детей, посещающих учреждения дополнительного образования, не включены в число 39,6 млн; таблица представлена в докладе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Матвиенко на заседании рабочей группы Госсовета по реформированию образования 27. 07. 2001 г.[2, с. 18]. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таким образом, образовательная система объединяет дошкольное, общее
среднее, среднее специальное, вузовское, послевузовское, дополнительное
образование, образовательные учреждения которой могут быть платными и
бесплатными, коммерческими и некоммерческими. Все они имеют право заключать
между собой соглашения, объединяться в учебно-воспитательные комплексы (детский
сад-начальная школа, лицей-колледж-вуз) и учебно-научно-производственные
объединения (ассоциации) с участием научных, производственных и других
учреждений и организаций. Образование можно получать с отрывом и без отрыва
от производства, в форме семейного (домашнего) образования, а также
экстерната.
Государственные расходы (в сравнении с некоторыми странами «ближнего зарубежья») на образование: Таблица 2
Таблица составлена на основе данных Госкомстата России. [3, с. 39-40] Дальнейший аналитический материал будет содержать общие характеристики дошкольного и среднего образования, причем последнее рассматривается прежде всего в связи с высшим (университетским) образованием, занимающем важнейшее место в системе образования России. Именно ему будет уделено особое внимание в данном обзоре. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
I.6.1.1. Дошкольное образование
Российские дошкольные образовательные учреждения в своей деятельности руководствуются Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, принятым в 1995 г. В соответствии с Типовому положением (1995 г.) Российское дошкольное образование и его учреждения должны решать достаточно широкий комплекс задач от охраны жизни и здоровья детей до приобщения к духовно-нравственным ценностям при тесном взаимодействии с семьей в интересах полноценного и гармоничного развития ребенка. Для дошкольных учреждений России характерны многофункциональность, разнотипность, свобода в выборе приоритетного направления учебно-воспитательного процесса, использовании образовательных программ. Современное дошкольное образование России располагает следующими видами дошкольных учреждений: детский сад; детский сад с приоритетным осуществлением одного или нескольких направлений развития детей (интеллектуального, художественно-эстетического, физического и т.п.); детский сад компенсирующего вида с приоритетным осуществлением квалификационной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников; детский сад присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур; детский сад комбинированного вида (в состав которого могут входить общеразвивающие, компенсирующие и оздоровительные группы в разном сочетании); центр развития ребенка — детский сад с осуществлением физического и психического развития, коррекции и оздоровления всех детей. Кроме перечисленных дошкольных учреждений существуют и ясли, но их количество за последние 10 лет резко сократилось до незначительного, т.к., в силу различных причин экономического и не экономического характера, этот вид дошкольных учреждений перестал в массе своей выполнять основную функцию — оздоровительную, а заболеваемость детей становилась прогрессирующе высокой. Ниже приведены сравнительные количественные данные по годам (Госкомстат РФ) по дошкольным учреждениям. [3, с. 39-40; 127-128] |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 3 Число дошкольных учреждений и детей в них (тысяч)
*Постоянное население; 2001 г. — 144,4 млн. ч.; к 1990 г. — 97,6 %; В 2000 г.: учреждений — 51,3 тыс., в 2001 г. — соответственно — 50,0 тыс.; детей — 4246,3 тыс. ** Постоянное население *** 1996 г. Как видно из таблицы, налицо тенденция к сокращению детских дошкольных учреждений, которая, наряду с самыми разными причинами, связана и с демографической ситуацией. Если население указанных в таблице 3 стран в 1990 г. принять за 100 %, то к 2001 году среднегодовая численность населения выглядит следующим образом: |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Таблица 4 Среднегодовая численность населения*
*Таблица составлена на основе данных Госкомстата России по среднегодовой численности населения [3, с. 39-40].
Подобная демографическая ситуация последовательно сказывается (через
среднее образование) и на системе среднего и высшего профессионального
образования. I.6.1.2. Среднее (школьное) образование Общее среднее образование является центральным звеном системы образования в Российской Федерации которое включает в себя: средние общеобразовательные школы; школы с углубленным изучением отдельных предметов; гимназии; лицеи; вечерние школы; образовательные учреждения типа интернатов; специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии; внешкольные образовательные учреждения (детские музыкальные и художественные школы, школы искусств, хоровые и хореографические студии, фольклорные ансамбли, детско-юношеские спортивные школы, станции юных техников, центры досуга и др.).
Выпускники средних школ являются основными поставщиками студенческого
контингента в высшие учебные заведения. Ожидаемое значительное снижение
количества учащихся (до 2010 г.) позволяет прогнозировать возможность
введения новой структуры и содержания общего среднего образования (Россия, в
отличие от стран Балтии, Украины, Белоруссии и Молдовы, не перешла на
12-летнее полное среднее образование) (см. Табл. 5). Выпуск из 11-х классов средней школы и прием в вузы (тыс. чел.)*
*Таблица составлена на основе данных, приведенных в докладе заместителя Председателя Правительства Российской Федерации В. Матвиенко на заседании рабочей группы Госсовета по реформированию образования 27. 07. 2001 г. [2, с. 20]. I.6.1.3. Среднее профессиональное образование Среднее профессиональное образование направленно на подготовку специалистов-практиков по более чем 280 специальностям и реализуется по двум основным профессиональным образовательным программам: базового уровня и повышенного уровня. После освоения программы базового уровня выпускнику присваивается квалификация L-техник. Повышенный уровень среднего профессионального образования обеспечивает углубление или расширение подготовки по сравнению с базовым уровнем (при этом срок обучения увеличивается на 1 год). При углублении подготовки выпускнику присваивается квалификация L-старший техник, при расширении подготовки — L-техник с дополнительной подготовкой в области — (с указанием конкретной области: менеджмент, экономика, информатика и т.д.). В современной экономике и социальной сфере России занято более 21,6 млн. специалистов со средним профессиональным образованием, что составляет более 34 % от общей численности занятых. Содержание образовательных программ среднего профессионального образования регламентируется Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования (ГОС СПО), который состоит из 2 частей: федерального компонента, определяющего общегосударственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников, и национально-регионального компонента Реализация среднего профессионального образования осуществляется в различных формах: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная, экстернат на базе основного общего образования (9 классов общеобразовательной школы) или среднего (полного) общего образования (11 классов общеобразовательной школы). Срок обучения по программе среднего профессионального образования базового уровня по очной форме на базе среднего (полного) общего образования составляет 2-3 года в зависимости от профиля подготовки. Срок обучения по очно-заочной и заочной формам увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения по очной форме. При реализации среднего профессионального образования на базе основного общего образования срок обучения увеличивается на 1 год по сравнению со сроком обучения на базе среднего (полного) общего образования. Существуют два основных вида средних специальных учебных заведений: 1) техникум (училище), реализующий основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового уровня; 2) колледж, осуществляющий профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базового и повышенного уровня. Реализация образовательных программ среднего профессионального образования может также осуществляться в высших учебных заведениях. Лица со средним профессиональным образованием соответствующего профиля, могут получать высшее профессиональное образование по сокращенным ускоренным программам: на 1 год — при наличии среднего профессионального образования базового уровня; на 1-2 года — при наличии среднего профессионального образования повышенного уровня. Государственные и муниципальные средние специальные учебные заведения и подразделения вузов, входящие в систему среднего профессионального образования, находятся в ведении более чем 25 федеральных министерств и ведомств, а также субъектов Российской Федерации. Ниже достаточно полно представлена динамика среднего профессионального образования (на основании данных научно-исследовательского института высшего образования России) [4 с. 17-20]. Таблица 6 Сводные показатели развития среднего специального образования (1996-2001 г.)
|